Как научить ребенка слышать с первого раза?

Вовочка, одевайся, перестань играть уже, опять на куртке пятно, хватит мараться, и не ори там – кричит мама из другой комнаты – сотый раз тебе говорю. Переходит на крик – одевайся, иначе в театр ты с нами не пойдешь, пока не наорешь не понимает, совсем от рук отбился, последний раз спрашиваю - одеваться будешь…

Трехлетний Вовочка продолжает делать вид, что ничего не слышит и играть машинкой.

А теперь, уважаемый читатель, прежде чем читать дальше, предлагаю тебе догадаться, какие типичные ошибки совершила мама Вовочки и почему сын ее не слышит.

Ответ созрел?- Если да, то можно продолжить чтение.

Есть несколько простых действий, которые помогают в большинстве ситуаций научить ребенка слышать и делать то, что сказал взрослый. 

Действие 1. Проверяем количество и доступность для понимания инструкций. Мама Вовочки слишком много требует одновременно. И одеться, и не орать и пятна не сажать….мозг ребенка просто «зависает» как компьютер, и не одна из них не будет выполнена. Возможно так же, что Вовочка мал, поэтому обобщающее слово «одеваться» понимает смутно, ему нужны более конкретные инструкции: «одень колготки, вот эту зеленую майку и т д».

Действие 2. Включаем другие каналы восприятия. Мама Вовочки кричит из другой комнаты, опираясь только на слух ребенка. А она бы могла подойти, посмотреть сыну в глаза, взять за руку….

Действие 3. Работаем с словесным выражением просьбы. Доброе слово и кошке приятно. Почему бы маме не попросить, например, так «любимый мой мальчик Вовочка, одевайся пожалуйста. Мне очень нравится, когда мальчики быстро одеваются». 

Действие 4. Задумываемся о мотивации. Возможно, Вовочка давно уже услышал что от него хотят, просто делает вид, что не слышит. Возможно потому, что игра для него важнее и ему не понятно, почему он должен свое занятие прерывать. И задача взрослого- замотивировать ребенка. Иногда я предлагаю взрослым представить, что не слушается не их ребенок, а их начальник, которого руганью и наказанием воздействовать нельзя, а добиться нужного хочется. И клиенты придумывают порой замечательные и неожиданные способы мотивации. Возможно, через игру: «Давай мы сейчас отправимся в космос, надевай скафандр…», возможно, через ложный выбор: « ты какие колготки сейчас будешь одевать: синие, красные или зеленые?», возможно, через вдохновение собственным примером «я уже оделась, давай вместе со мной».- Да мало ли чего еще можно придумать… А мама Вовочки могла просто вместо угроз сказать «одевайся, чтобы мы скорее попали в театр, который ты так любишь».

Действие 5. Выстраиваем наш авторитет. Случается, что ребенок не слушает нас просто потому, что хочет проверить наш авторитет: А сумеем ли мы добиться того, о чем просим. Вовочке три года, возможно у него знаменитый «кризис трех лет», когда на любые предложения мамы ребенок реагирует протестом. Выстраивание собственного авторитета в глазах ребенка- тема отдельного и большого разговора. Рекомендую прочитать по этому поводу книгу Дж.Добсона «Не бойтесь быть строгими». А здесь же отметим, что если не одна из положительных мотиваций не дает результатов, и по лицу Вовочки видно, что он сознательно не подчиняется, маме иной раз ничего не остается, как просто одеть ребенка силой. Но применять силу или наказание можно только в из ряда вон выходящих случаях.

Подведем итог. Если ребенок не слышит взрослого с первого раза, взрослому не стоит повторять второй раз как попугай. Изменение формы просьбы, интонации, позы, подключение новой мотивация наверняка поможет малышу взрослого услышать!

Write a comment

Comments: 0