Как покончить с игрушечным бардаком?

Вы в который раз наступаете на игрушку своего чада? А еще, что убираетесь вы постоянно, а волна беспорядка нарастает быстрее прежнего? И вообще, уборка игрушек начинает превращаться в бесконечный «тетрис», только вот в реальности жизнь всего одна!

А теперь представьте, что детей у Вас в комнате, не один- два, а пятнадцать- двадцать? Да, именно столько их в обычной группе детского сада. И заметьте, там почему- то часто чище, чем дома. Все дело том, что развивающая среда там организована по определенным правилам, которые, возможно, тебе не известны. Попробуйте перенести их и в свой дом.

Правило 1. Количество игрушек оптимально, каждая не случайна, одна игрушка выполняет несколько функций. Дома часто игрушки «заводятся» без учета их ценности для развития: «Подарили плюшевого мишку, а у вас уже корзина мягких игрушек, ну да ладно, его туда же…», «Мама уезжала в командировку, привезла сыну магнитик, радости на один вечер, теперь он под ногами валяется…», «Самой в детстве очень хотелось барби, теперь вот у дочери их в изобилии, она над ними издевается…»- это все из реальной жизни. Проанализируйте, не слишком ли много игрушек в вашем доме. Если есть игрушки, выполняющие одну и ту же функцию (например, три вида пирамидок),- отдайте в добрые руки. 

Правило 2. Часть игрушек - для самостоятельной деятельности, часть- для совместной. Может вы приметили, что у хорошего воспитателя всегда в шкафу или кладовке что- то припасено. Кто- то даже осуждает педагогов, мол, достаете все только для комиссии. А вы Видели, что творят дети в день комиссии, когда дали поиграть всем одновременно? У них глаза разбегаются, они даже не играют – перебирают все подарят, ломают и дерутся. А Если дать им игрушку для чуть более старшего возраста и не объяснить, как ей пользоваться - сломают и все. Поэтому советую, отделите часть самых дорогих, самых богатых для развития игрушек и уберите в шкаф. Ими можно будет играть только вместе с вами. Шкаф будет манить, таить секреты, и вам будет проще привлечь малыша к занятиям, доставая что- то новенькое из волшебного шкафа. Оговорюсь, что в системе Монтесори почти все игрушки в открытом доступе. Но, там игрушки специальные, обладающие так называемым «автодидактизмом». 

Правило 3. С учетом возраста. Педагог перед каждым учебным годом вносит изменения в развивающую среду, чтобы удовлетворить потребности растущих детей. Предлагаю вам, если вы заметили, что ребенку наскучило играть с чем- то, что он раньше любил, уберите эту вещь подальше на месяц- другой. Потом предложите снова. Заинтересуется, откроет новые возможности для игр- хорошо. Не заинтересуется- дарите малышам.

Правило 4. Зонирование. В любой группе есть разные «уголки»: сенсорный, уголок природы, зона сюжетно- ролевых игр, уголок театра и т д. Это формирует у детей умение классифицировать. Да и при уборке игрушек гораздо интереснее отвезти машину «в гараж», чем «вон на ту полку». А где в вашем доме «гараж», «кукольная квартира», «страна рисовандия»?

Правило 5. Убирать в ящик легче, чем в открытую полку. По моим наблюдениям, убрать игрушки в ящики комода и коробки могут уже трехлетние дети, а навести порядок на полке, например, рассадить и расставить все в кукольном доме, мало кто способен раньше четырех- пяти лет. 

Остальные правила будут касаться уборки игрушек. Ведь согласитесь, самый эффективный способ борьбы с хаосом – научить детей самих убирать за собой.

Правило 6.

Выделяйте время в режиме дня для уборки. Требование убрать, как только поиграл для малышей неисполнимо просто потому, что ребенок не может определить, что он «уже поиграл», в его представлении о мире, он играет всегда, когда не ест и не спит, и одна игра плавно перетекает в другую. Пусть в вашем режиме дня появятся специальные «паузы» на уборку игрушек. Например, перед прогулкой, перед сном. Если уборка станет веселым ежедневным ритуалом для мамы и ребенка, убирать без ребенка придется все меньше и меньше. Старших же дошкольников (5-7 лет) учите убирать игрушки «когда ты поиграл». Этим вы, кстати, будите способствовать формированию самоконтроля, умения завершать начатое, что очень пригодится в школе.

Правило 7.По маминому примеру. Обратите внимание, что в семьях, где взрослые не убирают своих вещей, детям очень тяжело научится убирать игрушки. Для малышей (лет до 4) очень важно, чтобы мама убирала игрушки вместе с ним. Мама сама сделает часть работы, ведь раскидывает ребенок часто больше, чем может убрать. Мама напомнит, что куда класть, ведь память тоже еще развивается. Мама поможет удержать внимание и не начать играть снова…

Правило 8. Включайте игровые моменты. Уборка- занятие скучное, а игра- интересное. А почему бы не: Пригнать грузовик, который увезет все кубики с пола в ящик…Пригласить тетушку- метлу на прогулку…Научить вещи летать при помощи рук малыша, конечно, в нужном маме направлении…

Вы, конечно же, поняли, что «борьба с хаосом» в вашей квартире сложный и долгий процесс. Но она того стоит. И не просто потому, что можно будет наконец пройти по дому ни на что не наступив, а потому что вы сформируете у ребенка такие важные качества, как аккуратность и любовь к порядку. А это, согласитесь, очень важные вещи во взрослой жизни!

Write a comment

Comments: 0