Первая консультация психолога

Эта статья написана для того, чтобы вы понимали, какой сложный и интересный процесс – психологическое консультирование. И чтобы когда нужно, вы не боялись обратиться к специалисту. (Рассказ одного психолога)


   И снова я с нетерпением жду, какую историю мне поведают родитель и ребенок, и чем я могу быть полезна лично им, записавшимся. Разные чувства переполняют их и меня, но все же мы решились на эту встречу. Читатель, сегодня у тебя есть уникальная возможность посмотреть на первую встречу не только глазами клиента, но и глазами психолога. 

Сколько мы шли к этой встрече? Вопросы клиентов могут формироваться годами, а могут быть и совсем свежими. Со свежими как правило справляться легче. Поэтому очень тебе советую, читатель, искать помощи специалистов, тогда, когда вопросы в отношениях с ребенком только появились. Любой знает, что зуб легче вылечить, когда там кариес, а не пульпит. И в психологии действуют похожие механизмы.

А психолог? Психолог идет к встрече с клиентом всю жизнь. Детская психология - уникальная профессия. Опыт собственного детства помогает глубже понять переживания ребенка. Опыт собственного родительства помогает понять клиента- родителя. Профессиональное образование- увидеть закономерности развития в ситуации клиента. А предыдущий опыт работы - включить профессиональную интуицию и филигранную точность в деталях работы. Сколько времени надо, чтобы обзавестись этим всем? Всю жизнь!

Решится на консультацию с психологом для клиентов бывает очень непросто. Ведь это значит хотя бы допустить мысль, что у вас с ребенком что- то не так. Значит захотеть что- то поменять. Значит отдать какие- то ресурсы (время, силы, деньги) для того, чтобы справится с ситуацией, а не пустить их на что- то другое. 

А общественное мнение? Как отнесутся близкие, если узнают? Есть, конечно, молодое и активное меньшинство, которое ходит к психологам с удовольствием и пользой. Но большинство из старшего поколения «вырастили детей безо всяких там специалистов», «сами себе психологи» и считают, что «нечего этим шарлатанам такие деньги отдавать».

Если клиент на приеме у психолога до меня никогда не был – тревожно, потому что ситуация новая и что от него понадобится – непонятно. Если уже был у другого специалиста и ему помогли - все равно страшно, что я окажусь хуже. Не помогли- страшно, что и здесь не помогут.

И мне тоже всегда волнительно и тревожно. Как волнуется хороший актер перед выходом на сцену, даже если он сыграл уже сотни ролей, как волнуется педагог перед новым учебным годом, даже если у него он тридцатый по счету, точно так же волнуется перед «первичкой» хороший психолог.

Консультация- это всегда риск. Клиент рискует своим временем, своими деньгами. Рискует тем, что ситуация может стать еще хуже…

Психолог рискует репутацией. Репутация создается годами, зато разрушается очень просто. Есть еще один риск, которого клиенту никогда не увидеть- хороший консультант рискует самоуважением, и чистой совестью. Бывает так, что клиент ушел, и даже удовлетворенный, а я еще долго прокручиваю консультацию в голове. Правда, чтобы беспокоится о совести, надо ее иметь, а есть она далеко не у всех…

И клиент, и консультант всегда приходят на первую встречу с ожиданиями.

Подчас, ожидания клиента оказываются нереальными. Каждому из нас, поверьте, и мне тоже, хочется, чтобы наши трудности решались быстро без усилий с нашей стороны. Знаете, как я иногда мечтаю, чтобы были у меня волшебные таблетки, которые так раз и меняли поведение детей в нужную родителям сторону. Но нет, хоть я и сказочница, но ни волшебной таблетки ни волшебной палочки, на худой конец, у меня нет! И ни у кого нет! Очень прошу, дорогой читатель, не ходи к специалистам, которые обещают результаты быстро и главное, без усилий с твоей стороны. Мне честно приходится настраивать детей и родителей на работу над собой. Я могу показать лишь дорогу, но идти по ней или нет - решать клиенту.

И клиент, и консультант надеются. Клиент надеется, что психолог ему поможет. И я как консультант тоже всегда надеюсь помочь клиенту. Кто- то прагматичный, может заметить, что консультант надеется еще и на получение денег. Да, идя на встречу, я обычно жду, что мне заплатят. Обычно, потому что бывают исключения, когда ситуация требует бесплатной помощи. Психологические услуги - такие же услуги, как и все остальное. Юрист, дантист, парикмахер тоже всегда надеются, что клиент им заплатит, психологи - не исключения. Но, о том, как помочь клиенту, о том, как проявить свой профессионализм в данном конкретном случае, поверьте мне, я думаю гораздо больше, чем о деньгах!

Какой ворох чувств, какой хаос мыслей. Именно поэтому я советую своим клиентам перед первой встречей записать все вопросы, которые у них есть ко мне на лист бумаги. С такими списками первая встреча получается гораздо эффективнее, бывает, что в нескольких вопросах прослеживается закономерность, которую никогда бы мы не увидели, задавай мне клиент их на разных встречах. Бывает, что часть вопросов легкие, и на них ответы на них клиент находит сам собой по ходу беседы. 

А что сказать малышу перед первой встречей с психологом? Примерно следующее: « Мы сегодня пойдем к психологу. Она будет с нами играть. Ей интересно поговорить с тобой, ответь на ее вопросы, пожалуйста.»

Иногда первой встречей все и заканчивается. Потому что я понимаю, что я не могу быть полезна данному клиенту. Ему нужно к другому специалисту, часто смежной специальности- неврологу, психотерапевту, репетитору…

Бывает, что первой встречей все и заканчивается. Потому что клиент пришел не для того, чтобы работать над собой. Чтобы подтвердить свою правоту, чтобы получить «волшебную таблетку», потому что его ко мне послали, а сам он не очень- то хотел...В таких ситуациях часто вторая, да и сто вторая встреча возможна. Но, если мне не удается «развернуть» клиента на работу над собой, я рекомендую не приходить повторно. Зачем клиенту расплачиваться своими деньгами и временем, а мне - собственной совестью за консультирование, которое ни к чему не приведет?

Бывает, что первой встречей все заканчивается и потому, что вопрос, с которым клиент приходит, решается в ходе этой встречи. И мы расстаемся удовлетворенные друг другом.

Бывает, что за первой встречей следует вторая, пятая, десятая… просто вопросы, с которыми пришел родитель, требуют долговременного сотрудничества. 

Write a comment

Comments: 0