Тренинг разрешения конфликтов для детей 9-12 лет по выходным.

Тренинг разрешения конфликтов для детей 9-12 лет по выходным.

Конфликты — неотъемлемая часть нашей жизни. И поэтому тренинги разрешения конфликтов — одни из самых популярных. Общее определение толкует «конфликты» как «столкновение противоположных действий, взглядов, планов или мотивов». При этом само слово «конфликт» не стоит воспринимать только в негативном ключе. В нем есть немало положительных сторон. Часто конфликты становятся двигателями личностного роста, помогают человеку сформировать новые перспективные отношения, сделать карьеру, выйти с достоинством из сложной ситуации.

Тренинг разрешения конфликтов — один из самых эффективных и быстрых способов научиться существовать в конфликте, управлять им и, само собой, грамотно завершать его. Ведь главная задача тренинга разрешения конфликтов в том и состоит — чтобы научить слушателей брать развитие конфликтов под контроль и направлять его в мирное русло. Страшен не конфликт сам по себе, а его последствия — разрушенные семьи, испорченные отношения, нездоровая атмосфера в коллективе, разрушающие негативные переживания. Тренинг разрешения конфликтов научит вас не только предотвращать конфликты, но и избегать нежелательных для себя последствий. К примеру, тренинг «Победители: психология влияния» большое внимание уделяет разрешению не просто конфликтных, а по-настоящему экстремальных и опасных ситуаций и даёт участникам инструменты управления подобными ситуациями и способы выхода из них.

Начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими.

Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.

Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к другим конфликтам:

- межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом;

- конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе — его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;

- межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Цель:  

Формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1. Формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования. 

2. Ознакомление со способами управления межличностными конфликтами.

3. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты. 

4. Отработка навыков "я–высказываний", способствующих разрешению конфликтных ситуаций.

5. Обучение выбору эффективных стратегий разрешения межличностных конфликтов, позволяющих не только конструктивно решать возникающие проблемы, но и сохранять отношения людей.

Ожидаемые результаты:

- расширить представления о видах и динамике конфликтов

- расширить регуляцию адаптивных реакций на конфликтные ситуации

- освоить техники «Я- высказываний»

- освоить стиль сотрудничества как один из основных элементов в профилактике разрешения конфликтов

- выявить факторы эффективного общения, способствующие достижению взаимопонимания

На тренинге дети работают индивидуально, в парах, в группе. Предусмотрена работа в сказкотерапевтической песочнице.

Примерное содержание курса:

Тема 2 .Философия конфликта. (1ч.). 

 Выработка собственной идеологии конфликта по афоризмам о конфликтах – самостоятельная работа. Образное восприятие конфликта.

Тема 3. Виды конфликтов, их сигналы, причины, функции. (2ч.)

 Виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, между группами, конфликты в деловой сфере, реалистические, нереалистические. Сигналы: дискомфорт, инцидент, недоразумение, напряжение. Стадии конфликта. Функции конфликта: конструктивнее, деструктивные. Причины конфликтов. Типы конфликтов.

Стратегии «совладания» и «избегания» в ситуациях, требующих сделать выбор. (1ч.)

 Тактика поведения людей в проблемных ситуациях (работа с образом).

 Причины и последствия стратегии «совладания». Причины и последствия стратегии «избегания». Четыре стадии обучения навыкам.

Внутриличностный конфликт (1ч).

 «Я – концепция» личности. Субличности. Тройки субличностей по Берну и по Фрейду (работа с образом). Сочинение – рассуждение «Я и мои субличности»

Принцип «Выиграть / выиграть» как учесть нужды каждого (2 ч.)

 Конфликтные привычки: уход, подавление, «выиграть/проиграть», компромисс, «выиграть/выиграть». Четыре шага на пути к привычке «выиграть / выиграть». Психологические упражнения.

Творческий подход в разрешении конфликтов (1 ч).

 Реакция или сознательный отклик. Мерка совершенства. Проблема или новые возможности.

«Саботажники общения» (1 ч)

 Факторы, охлаждающие общение: угрозы, приказ, критика, прозвища, слова-должники, сокрытие информации, допрос, похвала с подвохом, несвоевременные советы, убеждение логикой, отказ от обсуждения проблемы, соревнование, успокоение отрицанием.

Эмпатия: приемы общения, ведущие к сближению (1ч.).

 Активное слушание. Я - высказывание. Структура Я – высказывания. Преимущества Я – высказывания. Психологическое упражнение.

«Кувшин наших эмоций». Управление эмоциями (1 ч.).

 Разрушительные и сострадательные эмоции. Причины их возникновения. Четыре слоя «чашы терпения» (работа с образом).

Способы эмоциональной самозащиты. Самоуправление в конфликтах (2 ч).

 Тест – «Способны ли вы управлять собой?». Саморегуляция (работа с образом). Телоум. Разрядка эмоций. Самоконцентрация. Заповеди эмоциональной защиты.

Воспитание трудных родителей (1 ч).

 Родительская любовь (работа с образом). Заповеди по воспитанию родителей. Тест – проверочное испытание. Упражнение «Непредвиденное».

Готовность к разрешению конфликтов. Картография конфликта (1 ч).

 Конфликт как желательное явление. Картография конфликта. Составление и чтение карты конфликта. Упражнение на составление и чтение карт конфликта.

Психологический практикум. Анализ и разрешение конфликтов. Самопроверка навыков конструктивного общения (1 ч).

 Анализ конфликтных ситуаций по дневникам наблюдений, эпизодам из сказок: вид, причина, стадия, проявление конфликтных привычек, потребности каждого, опасения каждого, вариант решения проблемы. Анкета «Когда конфликты в классе, я…». Проверка навыков конструктивного общения (тест). Сочинение – рассуждение «Что мне дал курс «Давай договоримся!»